Услуга Не Для Вас

Я долго носил в себе этот текст. Я просыпался с ним ночью и продолжал спор, начатый во сне; с кем-то невидимым спор, вечно продолжающийся и не имеющий конца.

Я читал очередной пост про «совковый сервис» и даже начинал что-то сочинять в ответ, но после бросал.

Я находил слова и аргументы, и, кажется, побеждал в этом бессловесном поединке. Иногда мне казалось отчаянно нелепой моя эта мысль про «Услугу Не Для Всех», спорной какой-то. Но, поразмыслив, я возвращался к тому, что мысль верная, а в чем-то даже постулатная.

Смогу ли я теперь передать её? Не знаю. Попробую.

Начну с банального: большинство услуг (для упрощения вставим в понятие «услуги» также и «продажу товаров») в Интернете сильно таргетированы и рассчитаны на очень узкий круг лояльных потребителей. Большая часть посетителей сайта никогда не сможет воспользоваться услугами этого сайта. Некоторая часть — сможет, но будет требовать бонусов. Меньшая часть трафика — настоящие потребители услуги.

Итак, мысль простая: большинство услуг, предлагаемых в Интернете — Услуги Не Для Вас. Стандартный сайт работает для 5% его посетителей. Оставшиеся 95% — трафик, зачастую даже неконвертируемый.

Расширенное и ничем не ограниченное пространство Интернета делает всех равными. Человек, у которого никогда не было Жигулей, обсуждает с владельцами Тойоты Камри достоинства Ford C-Max. Прихлебывая «Клинское», другой сообщает, что послевкусие Red Label оставляет желать лучшего. И все хором повторяют мантру: мать их так, обнаглели, я плачу деньги, значит, я главный в цепочке. И т. д., и т. п.

Их банят, они переодеваются и возвращаются. Это они с удовольствием ставят штамп «совковый сервис». Это они тяжело вздыхают: за 100% прибыли капиталист, мол, продаст мать родную, а эти — моих денег не хотят забрать!

Я предположу вот что:

  1. не продаст. Вернее, так: не всякий капиталист продаст мать за 100% прибыли;
  2. никакого такого особенного «совкового сервиса» нет. Есть непроизвольная реакция исполнителя услуг на 95% нетаргетированного трафика.

Поясню мысль. ЖЖ, крик души: нашел в Интернете заказ пиццы, а оператор ни мычит, ни телится. Далеко, мол. Мы только по своему району работаем. И собственно крик: какого же хрена ты полез в бизнес, если не можешь нормально его организовать? Я тебе деньги хочу отдать, а ты не берешь. Разумеется, большая лента комментариев внизу: да уж, совок — он и есть совок.

Между тем, как мне кажется, сервис организован куда как нормально. Заказов в своем районе хватает. И выходить за эту невидимую грань — вот тут мы ещё справляемся с заказами, а вот здесь уже появятся недовольные — хозяин бизнеса, предположу, не хочет.

Ему просто не нужны Ваши деньги, Любители Пиццы Из Другого Района. Его таргет-группа живет под боком и, судя по всему, лояльна. Бизнес процветает. Но эту пиццу выпекают не для вас.

Замечательный пример — таксисты. Они делятся на две группы: одни мотаются, как заведенные, из конца в конец, другие сидят часами у вокзала, поджидая своего единственного и неповторимого Опаздывающего В Аэропорт.

Мои расспросы групп водителей показывают: если брать достаточно протяженный отрезок времени, заработок в группах примерно одинаков. «Шеф, до Севастопольской домчим? — $100. — Вы вообще офигели что ли???». Разгневанный пассажир немедленно ловит раздолбанную шестеру и уезжает, дорогой возмущаясь и полоща совок последними словами. Оставшийся же водитель хмыкает и надвигает кепку обратно на нос. Его таргет-группа ещё только пересекла границу Тульской области. Это такси — не для вас.

Совок в том виде, как указано выше, — саморегулирующаяся система. Иногда носитель этого «совка» не может объяснить словами, отчего он поступил так, а не иначе. Почему непроизвольно отказал выгодному на первый взгляд клиенту. Зачем нахамил покупателю (врожденное хамство в расчет не берем). Часто это обыкновенная реакция защиты от последующих проблем с несварением желудка у клиента, который слов таких не желает слышать: шаурма из кошатины. Её готовили другому — а вот, собственно и он: пересекает турникетную полосу препятствий на Тимирязевской. Идите, девушка, себе в Макдоналдс и радуйтесь, что эта шаурма не для вас.

Каким боком ко всему этому Интернет? Поделим условно Интернет на части:

  1. Корпоративный бизнес;
  2. Мелкий бизнес.

Корпоративный бизнес, как уже сказано ранее, продаст половину родной матери за 50% прибыли, целую за 100%, далее везде. Полагаю, америк не открою: цель мелкого бизнеса в Интернете иная: завладеть возможно более объёмным куском рынка, чтобы иметь затем возможность выбирать своего потребителя. Отобранные и подвергнутые селекции потребители услуги (товара) будут лояльны, расположены к продолжению сотрудничества, с удовольствием отдадут свои деньги.

(Замечу в скобках, что мать такой мелкий капиталист согласится продать минимум за 1000% прибыли — вспомните пример с таксистом. У мелкого капиталиста мать одна; если уж продавать, так задорого).

Массовый перенос рекламных кампаний в Интернет, обоснованный низкой стоимостью вложений и широчайше представленными группами потребителей, плюс несовершенные механизмы геотаргетинга приводят к тому, что на одной странице поисковика обязательно окажутся какая-нибудь гремящая вполне себе оффлайновыми перетяжками компания «Всероссийские Окна» и никому, кроме поисковика, не известные plastikovye-okna-v-butovo.ru. Полагаю, причин отказываться от звонка из Алтуфева бутовским оконщикам нет: возможно, замерщик в Алтуфьеве и проживает. Ему даже удобно будет забежать с утра. Но вероятность сухого разговора категорически велика, так что, скорее всего, эти бутовские окна тоже не про вас.

Примеров Услуг Не Для Вас можно привести уйму. И нового я ничего не открою, сам понимаю. Больше скажу: если кто-то видит здесь тему для полемики или же отчего-то захочет отметить банальность мысли, это текст не для вас.

PS. Пользуясь случаем, хочется передать привет ЖЖ-сообществу.

Автор этой душераздирающей истории: Oca | Рубрика: Переписка с читателем
15-04-2008 | RSS 2.0 | Вы можете оставить сообщение, отправить trackback или поделиться:

3 комментария Желаешь попробовать? »

  1. Gamze:

    Классовый мир лучше классовой ссоры.

  2. Joker:

    Когда рассказывали сальные анекдоты деятели Возрождения — это называлось гуманизмом.

  3. iml:

    сальные анекдоты рассказывали и до эпохи Возрождения, точно также как и производили скабрезные изображения, но только с развитием информационных технологий появилась возможность этот вид бизнеса приравнять по доходности к наркобизнесу, иными словами — всему свое время.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Подпишись на фид, и жди ответа: RSS 2.0!

Архивы

Свежие комментарии

Meta