Камень фонетики | За зубрёжку правил!
Октябрьский разбор статьи Л.А. Ясюковой «Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников» (2007) я пропустил, о чём не жалею ни капли: ввязался бы, наверное. Надо будет при случае прочесть и оценить, потому что тема фонетики неожиданно возникла в моём поле зрения, неспроста же.
Основной посыл спорящих, насколько я уцепил, примерно такой:
Правильно, так всё и есть. Сам я закончил школу только три года назад. И не могу сказать, что я чему-то учился на уроках русского языка. Поскольку писал грамотно всегда, и без заучивания дурацких правил и тонны ненужной писанины в тетрадке. И я всегда считал и считаю, что это потому, что всегда имел отличную зрительную память на слова — я просто помнил, как пишется любое слово, даже очень редкое. Помнил из книг, которые читал в детстве, потом из журналов и газет, теперь — из Интернета. Почему другие так не могут и пишут хрен знает как — мне непонятно.
telekorner
Это очень важно: в тексте telekornera нет ошибок. Зрительная память плюс хорошая практика чтения — нас много таких. Достаточно написать два варианта слова рядом, «неправильное» выдаст себя. Если не выдаёт — под рукой Яндекс, Word и словари.
Я много лет пользовался своей достаточной грамотностью, пока не обратил внимания, что некоторые малоупотребляемые слова пишу по наитию, автоматически, и — неверно. Я задумался. Может, я делаю что-то не так? Может, имеет смысл просто почитать правила?
Не читал — очень трудно признать, что правила нужны. Ты всю жизнь обходился без них, и вдруг — учить.
Я скажу сейчас мысль, которая возникла у меня: без правил никуда. Их просто нужно зазубрить, вот и всё.
Врождённая грамотность, чтение — всё это меркнет перед выученным когда-то «не с глаголами».
Тире в бессоюзном сложном предложении: быстрая смена событий, неожиданный результат. Часто ловлю себя на мысли: ставлю тире, видимо, предполагая где-то внутри, что результат и взаправду неожиданный. А надо двоеточие, т. к. на деле выходит простое пояснение.
Фонетический разбор, сильная и слабая позиции звуков помогут правильно произносить слова, почувствовать себя по-настоящему грамотным. Как, например, нужно произносить: проСьба или проЗьба?
Это всё несложные ведь правила, вспоминать приходится нечасто. Чтобы не гадать, просто открою справочник:
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове. Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми. При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт’]; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [проз’ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз’н’ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас’т’].
ПроЗьба. Я говорил то так, то так, а теперь знаю, как надо. Можно это правило применять без понимания, что такое глухие и звонкие? Ответ очевиден.
Ещё одно часто встречающееся мнение: школа с её правилами — сама по себе, жизнь — сама по себе. Думаю, это несерьёзно. Школа даёт именно системные знания по предмету, где одно цепляется за другое. Жаль, что понимаешь это только спустя годы: я бы сейчас с удовольствием засел за учебники. Даже поверхностно пробежав по страницам, я восхитился стройностью и логичностью русского языка. Как-то не думал об этом раньше: русский язык сродни математике.
Разумеется, одна зубрёжка не поможет, требуется сочетание знания, понимания и практики.
P.S. Фонетический камень
Я немного поспорил о фонетике, а потом понял: мне нет нужды в этом споре. Мне нужно самому себе признаться: да, правила русского языка достаточно сложны, но знать их надо. Нет смысла отнекиваться, что, де, и так нормально. Незнание этих правил от ответственности за неправильную речь не освобождает. Пойду на неделе за Розенталем.
И проСЬба: броСЬте в меня камень тот, кто скажет, что я хоть когда-либо неправильно произносила коСЬба без Вашего транскрибирования.
Правильным будет такое произношение:
И проЗЬба: броСЬте в меня камень тот, кто скажет, что я хоть когда-либо неправильно произносила коЗЬба без Вашего транскрибирования.
Глухой перед звонким становится звонким. Разумеется, имеется в виду правильное литературное произношение.
Не вводите людей в заблуждение, если это транскрипция — ставьте скобочки квадратные. :)
Эти выделенные мной места вовсе не сложны в произношении. Ребенок с детства слышит и правильно произносит эти слова, за исключением, быть может, Вашего примера с «косьбой» :)
Они сложны лишь в написании!
И неужели Вы думаете, что ребенок, научившись читать и писать, вдруг станет произносить слова неправильно?!
Мария, долетел, т.е. камень?
Поверьте, это практически из поролона камень. Мягкий и добродушный.
Посыл простой: нужно учить правила, не полагаясь на врождённую грамотность и прочее. Просто заучивать и пользоваться.
поддерживаю мнение — разумеется, не в таких простых сложностях «з-с», а в других случаях часто именно опираешься на свою грамматическую память, однако, публиное бумагомарательство обязывает нас соотвествовать…
имхо
Ну да, именно этот случай.
*шепотом*
Кстати, тут: «… мнение — разумеется …» по правилам должно быть двоеточие. См. выше про бессоюзные сложные предложения: ставится при пояснении мысли.
*ещё более тихо*
Сам сначала написал «шопотом». Вот блин.
Справа вверху реклама гугловкская шикарнейшая:
Узнай на сколько ты тупой
или умный :) Пройди IQ тест. Сравни свой IQ с другими.
iq-level.ru
Весьма грамотно, не так ли?..
Рекламный ход, возможно. Часто может быть использовано намеренно в целях получения дополнительного вирусного трафика. Как не поделиться такой ссылкой, предварив её словами «Подумайте, какой ужас»? Использование неверного написания — один из самых дешёвых способов получения трафика.
Может и просто неграмотные реклы. Трудно сказать.
Если никто не возражает, то я выскажу имхо по исходной теме.
Я считаю, что зубрёжка правил не станет панацеей от неграмотности. Сейчас попытаюсь объяснить свою точку зрения. Кто-нибудь из здесь присутствующих не-биологов чётко помнит строение инфузории-туфельки? Я не помню. Просто потому, что с пятого класса так ни разу и не использовал эти знания в жизни и они попросту стёрлись из моей памяти. По аналогии: даже если вы выучите ВСЕ правила русского языка, остаются многочисленные словарные слова, не подчиняющиеся ни одному из этих правил. И даже после кропотливой зубрёжки остаётся шанс, что правильное написание какого-либо слова просто сотрётся из памяти, как пресловутое строение инфузории-туфельки.
Если не учить — даже этого шанса не будет. Это не в качестве спора, это априори так.
С инфузорий всё то же: даже иллюзорный шанс вспомнить давно выученное всё-таки больше нуля.
Впрочем, возможен и такой вариант: по аналогии с врождённой грамотностью непременно найдутся люди с врождённым знанием инфузории-туфельки.
PS. Ссылку не жалейте — она всё равно бы не прошла (дубль). Со свежей какой-нибудь (до 50 смотрите) — милости прошу. Я серьёзно.