Красота мертвой природы
Пожалуй, что в Азии способны привести любое состояние растения в форму, пригодную для любви к природе и медитации. Европейский человек устроен кардинально иначе — растение либо должно быть полезным (пища, лекарства, строительный материал и т.д.), либо само по себе должно представлять из себя законченное прекрасное творение природы.
Все, что не соответствует этим критериям, в пределах своего жилого ореала западный человек привык, либо пытаться окультурить, либо просто уничтожает. Во всяком случае, уничтожал до конца ХХ века, пока социум не изобрел новую нишу для извлечения прибыли — «движение за охрану природы».
Самое смешное в том, что изменение природы самим же этим человеком и делится на вредное или полезное. Человек сам определяет, что такое сорняк, какую площадь под дикую природу ему нужно оставить. И сам же себя осуждает движением таких же западно непримиримых, но защитников природы. Если б не было так печально, это было бы смешно. Непримиримость во всем, что противоречит взглядам или потребностям человека, на мой взгляд, как раз и является главным противоречием природе. Разумеется, я говорю о западном человеке — покорителе, завоевателе, гегемоне.
Впрочем, вполне понятно желание человека сделать более комфортным свой двор, огород, сад. Точно также я приемлю индивидуальное эстетическое самовыражение в виде цветников или ландшафтных дизайнерских преобразований, но, опять же, очень и очень локально. Ведь очевидно, что ходить по приусадебному участку среди лопухов и чертополоха очень неудобно, да и глаз они не радуют. И все же до естественного единения с природой, у которой нет плохой погоды или плохих растений, нам далеко. Это счастье еще не утратили азиаты, а мы, похоже, уже безвозвратно.