Конверсия по-американски
Последние два десятилетия после развала военно-политического блока «Варшавский договор» и существенного ослабления вооруженных мускулов Российской империи, нарощенных во времена СССР, у правительств стран, участвующих в НАТО, появилась серьезная проблема — как прокормить огромную военную машину в эпоху ослабления былого мощного военного противостояния, какое было между Западом и СССР.
Особенно этот вопрос заострился на фоне мирового финансового кризиса, когда денег не хватает даже на необходимые мирные расходы бюджетов. В преддверии этого кризиса на очередном саммите НАТО обсуждались предложения по конверсии войск, по возможности без серьезного сокращения.
Разумеется, основными вариантами перевода мощи НАТО в «мирное» русло звучали предложения по наделению альянса полномочиями по поддержанию глобального контроля над безопасностью основных энергопотоков. Другими словами, военным предлагалось зарабатывать на том, за что сегодня платят деньги, в условиях отсутствия крупных военных конфликтов. Понятно, что контролировать безопасность российских газовых и нефтяных труб НАТО никто не подпустит (нам тоже нужно кормить свои силы ОДКБ на что-то).
Пока глобального решения этой задачи по конверсии НАТО не найдено, США решило, с присущим англосаксам цинизмом и практичностью, зарабатывать деньги для воинов тем, что доступно сейчас. Например, при участии американского кабельного телеканала Spike TV ВМС США решили запустить в ротацию реалити шоу о борьбе с сомалийскими пиратами. Пока решено проводить съемки на двух десантных кораблях «Сан-Антонио» и «Боксер», в которых будут показаны не только боевые действия против пиратов, но и быт военных моряков США в боевой походе.
Если оставить за скобками моральную сторону этого вопроса, то ход очень и очень грамотный, особенно с учетом пропагандистского эффекта от подобного шоу. Мировые СМИ давно уже весьма кроваво представили нам образ этих «сомалийских негодяев». А также усилили многократно тревоги относительно безопасности в мире, даже в таком сугубо спокойном процессе, как торговые грузоперевозки.