Космос, белое солнце и кот Васька
«Гагарин в космос летал — Бога не видал» — произнес как-то счастливый Никита Сергеевич Хрущев. Однако, недолго о потустороннем забывали первые космонавты — как раз до первой групповой трагедии. 30 июня 1971 года на землю вернулся погибший экипаж в составе Добровольского, Волкова и Пацаева.
Следующий экипаж перед полетом по случайности смотрел фильм «Белое солнце пустыни». И после этого у советских космонавтов появилась такая примета — смотреть этот фильм. Неизвестно, в чем причина, но после этого события не погиб ни один советский, а впоследствии и российский космонавт.
По понятным причинам, космонавтов не интересуют перед полетами формула один, уроки фитнеса или секреты из поваренной книги. Поэтому в дальнейшем у наших космонавтов это выросло в традицию с более широким набором ритуалов. Например, в шутку уровень подготовленности космонавта измеряют количеством просмотров «Белое солнце пустыни», и даже регулярно проводятся викторины по знанию всех нюансов сюжета картины. Однажды даже поставили в тупик режиссера фильма Мотыля.
На праздновании 25-летия картины космонавт Есина спросил у автора фильма о том, как звали кота Сухова. Мотыль не смог даже вспомнить момента, из которого эту информацию можно получить, поскольку никакого кота у Сухова в фильме не было. На это Есин победно пояснил — давайте вспомним письмо Федора Сухова несравненной Екатерине Матвеевне, — парировал космонавт. — А говорится в нем следующее: «Лежу я здесь на солнышке и греюсь, как наш кот Васька». Признаться, я тоже люблю этот фильм.