Наука и техника 50 лет назад — по воде на крыльях
Пятьдесят лет назад полным ходом идет перевооружение наземных ВС, включая водные средства доставки личного состава и техники. В разработке НИИ ВПК находится много инноваций по усовершенствованию плавающей техники малого и среднего водоизмещания. Предстоит решить одну важнейшую задачу — увеличить скорость передвижения плавсредства по воде, чтобы повысить мобильность войск быстрого реагирования.
Одной из разработок ВПК были водные суда малого и среднего водоизмещения, плавающие на подводных крыльях. Технология проста — плоские крылья принимают на себя задачу соприкосновения с сопротивлением водной среды, приподнимая корпус судна над водой во время движения. Площадь соприкосновения судна с водой снижается (крылья режут воду, а корпус ее не касается) и оптимизируется (резать воду легче, чем расталкивать).
Одна проблема, которая сразу списывает проект из разработок ВПК — малая грузоподьемность такого судна. Тот предел допустимого веса судна, при котором крылья + скорость способны приподнимать судно над водой, не оставляет надежды на возможность ни бронированного кузова, ни, тем более, транспортировки вооружений и боеприпасов. И здесь, случай невиданный по тем временам, сама разработка движений на водных крыльях настолько понравилась руководству государства, что ее не убирают в архив, а начинают внедрять в производстве пассажирского водного транспорта.
По воде на крыльях — кустарный вариант.
В результате гражданской реализации этого проекта появились замечательные быстроходные прогулочные суда как для рек-озер («Ракета»), так и для морских прогулок («Метеор»). Естественно, производство моторных лодок на подводных крыльях для личного пользования началось значительно позже. Однако, сама технология, как списанная из ВПК, публикуется в журнале «Техника молодежи», и тысячи отечественных любителей техники пытаются сделать это самостоятельно в кустарных условиях. У многих получается неплохо.