Как уничтожали «хулиганство» в советской деревне (часть 2)
Подавляющее большинство всех осужденных за хулиганство — это была молодежь в возрасте 18 — 23 лет, у которых сил хоть отбавляй, а девать их было некуда, особенно зимой, когда производственная сфера жизни в деревне замирала до весны. Поскольку в те времена в силу известных причин молодежь не ходила в тренажерные залы, и не ездила по курортам, удаль молодецкую проявляли там же на селе в кулачных боях. Иногда в пылу драки могли и изувечить (конечно, если существовала обида, затаенная до драки по жизни).
С приходом советской власти в период сезонного простоя активисты пытались увлечь молодежь общественной жизнью. Вполне понятно, что тот парень, который работает в каком-нибудь кружке при избе-читальне, редко станет хулиганить, будучи увлеченным, к примеру, моделированием или изучением культуры других народов. Любознательность, исследование, обучение — они, главным образом отвлекают всегда человека от неблаговидного проведения досуга, и от пьянства отвращают тоже.
При опросе заключенных в те годы выяснялось, что подавляющее большинство (до 80 из 100) буянили именно в пьяном состоянии. Но про вредное действие хмельного наш народ знал задолго до Октябрьской революции, так и говорили: «Алкоголь — поставщик тюрем». Соберутся парни и вместо того, чтобы газетку или книжку почитать о том, что на белом свете делается, сейчас за выпивку примутся. Зашумит в голове, станет море по колено, и пошла писать — сперва стекла разбитые звенят, а там, глядишь, и ножи в ход пошли, и невольно неплохой парень становился убийцей, с ужасом узнающим о совершенном, когда протрезвится. Трезвый редко когда начинал хулиганить, пять же — семья и домашнее хозяйство занимали время и силы круглый год.
Не имея возможности выявить зачинщиков драк, тем более, зачинщиков крупных протестных беспорядков (местные жители своих не выдавали), сельским активам были предложены специальные комплексы мероприятий, призванные помогать вовлечению молодежи в общественную жизнь и окультуривание досуга на селе. Такие мероприятия делились на четыре основных группы.
- Путем пропаганды создавалось общественное трудовое мнение против хулиганов так, чтобы они чувствовали, что все против них. Пытались организовывать общественные бойкоты, на некоторых буянов это действовало, но крайне редко.
- Усиливалась культурно-просветительная работа в деревне, в которую старались втянуть всю деревенскую молодежь, заполнить их досуг разумными развлечениями (помните, как в советской армии — солдат всегда должен быть чем-то занят).
- Усиливалась борьба с пьянством, чему изрядно мешали самогонщики на селе. В деревни завозили массовыми тиражами издаваемые иллюстрированный брошюры, в которых красочно расписывались все ужасы и кары, которые на всех уровнях уготованы пьяницам. Самогонщиков отлавливали по доносам, штрафовали, изымали оборудование, иногда даже сажали.
- Постепенно более строгими становились и наказания, вносились поправки в Уголовный Кодекс СССР в отношений нарушителей правопорядка, особенно в статьях, непосредственно касающихся деяний, подпадающих под формулировку «хулиганские действия».
Вместе с тем, как бы жестоко не прозвучали следующие слова, но самым эффективным средством борьбы с пьянством на селе оказался голодомор начала тридцатых годов в центральных и южных регионах СССР. Людям нечем было детей накормить, и том, чтобы гнать самогон, даже речи не стояло в деревнях. Эти же события двояко повлияли и на бунтарский дух крестьян — где-то начались «голодные бунты», которые карательные органы жестоко подавляли, а где-то, наоборот, народ надолго притих, боясь навлечь на свою голову большие кары — и земные, и небесные.
Правда, уже к середине тридцатых годов, когда советская деревня немного оправилась от голодомора, проблема «хулиганства» на селе вновь приобрела свою актуальность, только вот бунтарский хребет нашему крестьянству был сломлен надолго. Выражение недовольства жизнью с улиц и площадей крестьянин проявлял дома, вымещая на жене и детях. Но это уже была другая страница истории нашего народа.