На их век хватило…
Лично я охоту не люблю по принципиальным соображениям, которые гуманным отношением к природе продиктованы лишь отчасти, они больше прагматичные. Сейчас жизнь в мегаполисе в условиях рыночной экономики с наличием колоссального ассортимента доступных по ценам продуктов позволяет даже не рассматривать охоту или рыбалку, как средство поиска пропитания. Ну, а убивать животину ради спорта или удовольствия, на мой взгляд — банальный атавизм человеческого сознания.
И все же, как показывает современная практика, любителей охоты и рыбалки столько развелось, что приходится каждый год жестко регулировать правила их поведения в периоды, разрешенные для охоты. А рыболовы и вовсе, если хотят нормального достойного потраченного времени улова, вынуждены пользоваться услугами платной охоты на водоемах, куда специально завозят рыбу, выращенную предварительно в рыбных хозяйствах. Кто-то склонен в этом винить нынешние «дикие нравы», мол, люди после распада СССР совсем «страх потеряли», обнаглели. Вполне возможно, что высказывающие подобные нарекания отчасти и правы, но лишь отчасти.
Вот, для примера, очень тревожная публикация, в которой рассказывается о заметном снижении количества ценных промысловых животных, птицы и рыбы в природе края, и не какого-нибудь особо перенаселенного или изначально бедного фауной. Нет, речь идет о положении с охотой в Сибири начала ХХ века!
В других местах люди заботятся об упорядочении охоты, у нас же она с каждым годом становится все хуже и хуже. Хотя правление общества сибирских охотников и разослало по деревням правила Для ознакомления крестьян со сроками охоты достигнет ли оно какой-нибудь цели? Охотник-крестьянин не привык подчиняться каким бы то ни было правилам; он ходит на охоту тогда, когда ему позволяет время и когда есть порох. Под предлогом охоты, на тетеревиных и глухариных токах такой охотник безжалостно убивает самку и детей. Он не придает этому значения. Может быть, он и сознает, что такие хищнические приемы в конце концов должны привести к истреблению дичи, но о будущем беспечный мужик не заботится.
«На наш век хватит» — Время от времени к нам наезжают иркутские профессиональные охотники-промысловики, так как есть на что охотиться. У нас много волков, водится рысь и лисицы. В числе последних иногда попадаются высокие сорта — чернобурые лисицы, шкурки которых потом украшают прилавки магазинов с креативными подарками. На небольших речках, заросших тальником и камышом, водится много диких уток. На озерах и болотах — целое лето ютятся кулики и бекасы. К сожалению, местные крестьяне выбивают болотную дичь в выводках. И не столько стреляют, сколько давят собаками. Жалуются теперь охотники на то, что охота ухудшилась — но кто же виноват?
Однако, наш крестьянин не признает, что способ его охоты губит дичь, и винит приезжающих охотников из Иркутска. Раз даже был поднят вопрос об обложении городских охотников налогом, но не знали: на что употребить собранные с налога деньги, и вопрос так и заглох. Рыболовство у нас нисколько не лучше охоты. Летом ловят рыбу сетями, круглый год отгораживают заездки и «мордами», безжалостно бросая на берегу мелкую рыбешку. Рыбный промысел в наших речках хотя и не играет видной роли, но о нем следовало бы заботиться, так как далеко не одно семейство кормится ловлей рыбы.
Вот так и во всем — «на наш век хватит». Да, на их век хватило, а в нашем уже и трава далеко не во всех городах растет, качество почвы просто несовместимо для жизни и роста флоры благодатной.