Искушение монахов
В начале ХХ века епископ Никон, который выработал программу монашеского съезда, предлагал подвергать студентов академий, желающих принять монашеский сан, искусу. Для принимающих монашество студентов-академистов он проектировал установление следующих правил:
- пока студент не выйдет из академии, отнюдь его не постригать;
- по окончании курса предложить ему пожить хотя бы один год в монастыре для испытания склонности и силы влечения его к монашеству;
- по пострижении предложить ему для подготовки его к священнослужению пробыть еще год в монастыре.
До окончания академического курса все желающие принять монашество должны были придерживаться известного образа жизни: носить послушнический подрясник; на каникулы — Пасху, Рождество и лето — уезжать не к родным, а в монастырь. Далее идет попутно общая характеристика ученых монахов в роли настоятелей монастырей.
Сановитые настоятели и архиереи, — говорит он, — члены консисторий, Наблюдатели и ректоры, в большинстве случаев, знакомы с монастырской жизнью только по книжкам. Они заняты больше своими вне монастыря лежащими официальными обязанностями, канцелярскими разъездами по церквам. Часто они только ради квартиры и доходов назначаются настоятелями.
В этой ситуации непонятно другое — в чем искушение? Наверно, искушением (соблазном) было бы вернее назвать противоположные правила — учащимся духовных училищ самим выбирать, где им проводить каникулы — сытный стол у родителей, умный дом с пк, танцевальную музыку из-за окна, призывно манящую отправиться на дискотеку — или все же монастырь. Я не специалист в правилах подготовки будущих монахов к постригу, но мне кажется, что чем больше искушений преодолеет монах до пострига, тем легче ему будет потом вести аскетический образ жизни. Хотя, сегодня в России и из монастырей монахи вещают при помощи ПК и интернета. Прогресс, однако.