Войны, прогресс, товары народного потребления
О том, что крупные войны во все времена стимулируют движение технического прогресса, известно многим. Новые вооружения, более прочная броня, новинки в двигателях техники — все это в периоды ведения активных военных действий не только стимулирует ученых, но и имеет возможность оперативных испытаний в непосредственной боевой обстановке. Но есть еще одна сторона этого процесса — во время войн в производстве ТНП возникает резкий дефицит качественных материалов, которые съедает полностью ВПК.
Если в СССР периода Второй Мировой руководство не особо этой темой беспокоилось, то в США потребительский рынок был необходимым механизмом оборота средств граждан в экономике государства. Естественно, появление более доступных материалов в производстве ТНП всегда нуждается в грамотной рекламной поддержке. Обыватель всегда с недоверием воспринимает все новое на месте привычного и проверенного годами. основной тренд, на который в военное время делала акцент американская реклама, заключался в том, что «эти незначительные для качества замены материалов, прежде всего, являются вашим вкладом в дело победы, а также позволяют снижать стоимость товаров для конечного потребителя». Согласитесь, вечно работающий и самый гениальный тренд — ваша совесть спокойна, и для семейного бюджета экономия.
А всего-то: в 1942 году в США опубликовали о некоторых заменах привычных материалов новыми (без которых мы сегодня не мыслим товары народного потребления. Замена жестяных пивных банок с ножами в качестве открывалок на алюминиевые позволила сэкономить тонны железа для производства бронированной стали. Замена шелка абсолютно синтетическим нейлоном позволила дополнительно сшить тысячи парашютов для летчиков и десантников войск Антигитлеровской коалиции. Многие материалы трудно было производить из-за невозможности получать сырье, поскольку в регионах поставщиков велись активные боевые действия. Дешевая бижутерия из покрытой серебром меди заменила натуральные серебряные украшения в недорогих магазинах, натуральный жемчуг начали заменять искусственным. И даже удалось уговорить потребителей не сетовать на то, что пропали из продажи белые резиновые калоши (писк для модников американских городов) — используемый в производстве цинк был нужен для обороны. Поэтому во время войны дизайнеры одежды переориентировались на разработку моделей под черные калоши.
Отдельно хочу обратить внимание — США участвовали во Второй Мировой войне, и также вкладывали колоссальные средства в победу, но при этом забота о насыщении потребительского рынка товарами народного потребления не снижалась. Бизнес есть бизнес, и никакая война не способна заглушить его активность. И именно производство ТНП в в военное время в развитых экономических странах являлось дополнительным источником финансирования поиска новых материалов, не требующих в производстве стратегического сырья. Таким образом не только ВПК, но и потребительский рынок в военное время был двигателем научно-технического развития (разумеется, в тех государствах, где о потребителе заботились, где оборот потребительских средств существенно поддерживал экономику).
Например, технология производства весьма популярных сегодня акриловых ванн была разработана именно во время Второй Мировой, поскольку чугун также являлся стратегическим металлом. Естественно, это еще не был тот самый акрил, из которого производят ванны в наше время, а всего лишь близкий по свойствам пластик — но это новшество в дальнейшем оказало революционный переворот в данном секторе рынка. Акриловые ванны в разы дешевле чугунных, легче по весу и проще в установке. И сегодня трудно поверить в то, что некогда пластиковые ванны начали производить в качестве антикризисной программы в военное время. Это же касалось и всевозможных моющих средств — именно во время Второй Мировой появились искусственные заменители китового жира, используемого в производстве мыла и шампуней. За прошедшие десятилетия технологический прогресс в производстве моющих средств продвинулся гораздо дальше, но основы этих технологий были заложены именно в начале сороковых годов прошлого столетия.
Попробую сделать осторожный вывод. Мне кажется, что именно забота о насыщении потребительского рынка в капиталистических развитых государствах в итоге позволила быстрее преодолеть последствия послевоенной разрухи. Плановое восстановление хозяйства всегда осуществляется быстрее, если каждый гражданин, как потребитель, имеет возможность приобрести (и выбрать из представленного ассортимента) тот товар, который ему нужен для комфортной жизни. К сожалению, в СССР в те времена руководство думало немного иначе, но это тема для другой истории…