Скоро 100 лет советскому такси в Москве

Намеренно оговариваюсь, чтобы не попутали — именно появление советского такси в Москве, а не такси в России вообще (некоторые путают). В Российской империи первый таксомотор появился в конце августа 1870 года. Во время Великой Октябрьской социалистической революции, последовавшей Гражданской войны и военного коммунизма в силу понятных причин таксомоторов на улицах не было, только извозчики. Но по мере продвижения НЭП советское народное хозяйство смогло к середине 20-х годов вновь открыть в Москве первый таксопарк. Это произошло 20 июня 1925 года, почти 100 лет назад.

Первыми автомобилями такси в СССР были достаточно недорогие модели «Рено», с очень слабой для наших дорог подвеской. Примечательно, что в те же годы разрешили на его собственные сбережения купить личный автомобиль Владимиру Маяковскому для его гражданской жены Лили Брик. Он тоже купил «Рено», но по качеству еще хуже тех, которые закупили для службы такси. «Красавец серой масти, шесть сил, четыре цилиндра» — писал Маяковский Лиле в Москву.

Между прочим, водительского удостоверения у Маяковского, кажется, не было. То есть должно было бы быть: Совнарком в 1923 году утвердил «Свидетельство на право управления экипажем», которое разделялось по категориям. Высшая (третья) предполагала стаж вождения 6 лет и умение ремонтировать авто. Питерские права не имели силы в Москве, Московские в Твери, в общем, бардак был ещё тот. Поэтому, когда в конце 1928 года поэт машина купил недорогой Рено модели НН2, серого цвета и привёз её в Москву, вопрос о ВУ не стоял. Откровенно говоря, он мог купить права — хоть бы и сразу высшей категории. Но до 1936 года строгой необходимости в наличии водительского удостоверения не было. В 1936-м году права получили единую форму, признаваемую во всех регионах СССР и новое название: «Удостоверение шофера». Первые же таксисты СССР не могли похвастать какой-нибудь корочкой.

За специфическую форму капотов «Рено» советские граждане прозвали первые советские такси «утюгами». Позднее на смену «Рено» в такси начали поступать отечественные варианты «Форд», ГАЗ-А. Все в истории повторяется, но уже на другом витке спирали: сегодня тоже основными автомобилями, которые работают в таксомоторных компаниях Москвы, современные машины «Форд» и «Киа». Естественно, уже не утюги, оснащены кондиционерами.

Да и мы уже не те, нас у «утюге» ездить не заставишь, правда, не все — есть и такие, которые, экономя копейку, забывают об уникальности собственной жизни и пользуются услугами «джыхад-такси» (частники из кавказских республик, ездящие в основном на старых советских «жигулях–тазиках». Что, уж тут поделаешь, каждому свое.

Автор этой душераздирающей истории: beekeeper | Рубрика: Архивариус
11-04-2023 | RSS 2.0 | Вы можете оставить сообщение, отправить trackback или поделиться:

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Подпишись на фид, и жди ответа: RSS 2.0!

Архивы

Свежие комментарии

Meta