Говорят, что европейцы детям платят
Я, например, тоже все свое детство слышал и читал из советских СМИ, что вот на Западе неправильно воспитывают детей, родители им за все платят — за прилежную учебу в школе, за помощь по дому и даже за уход за немощными бабушкой или дедушкой. Да, в «Пионерской правде» такие статьи не были редкостью, они задавали нам советское негативное отношение к домашнему труду за деньги. Но вот в чем дело — кое-какие работы по дому мы не любили делать, и если нас заставляли, то выполняли кое как.
И вот мнение отца большого семейства (видимо, успешного бизнесмена).
Я тоже проводил такой эксперимент — платил своим детям за оценки. Для начальных классов по одним расценкам, а в старших и вдвое больше, зато все они поступили в институты без репетиторов на бюджетные отделения. У детей есть потребность в карманных деньгах, но вот «зарабатывать» их или выпрашивать у родителей, дедушек с бабушками, это как кому нравится. И младшая дочь (5 класс) до сегодняшнего дня в субботу получает честно заработанные 200 рублей, (успеваемость выросла в разы, плюс шопинг в субботу или воскресенье делает по своему усмотрению, дневник на подпись заставлять приносить не нужно; средний сын (9 класс ) после нескольких удачных недель — сдался и сменил тактику на помощь по хозяйству (стрижка газона), а зимой, вообще, ни за что не хочет браться (и средств не просит, и работать его не заставишь, и учиться не желает). Итак, делаем выводы: в младшем возрасте это достаточно весомая мотивация, а в старшем (переходном) все сложнее. Зависит также от характера ребенка и от конкретных экономических условий в государстве в конкретный период. Когда учились старшие, тогда только появились в магазинах буржуйские заманухи, детям все хотелось купить, а подработать больше негде, да и опасно тогда было — везде данью облагали.
Другой папа вносит поправку.
Одно дело, когда платятся деньги за оценки. С моей точки зрения — это дополнительная мотивация для ребенка учиться раз (ведь на протяжении 12-ти лет вдалбливается одно и тоже — «учись и это тебе потом пригодится» — может восприниматься ребенком как просто слова) и, во вторых, это поднимает уровень ребенка в своих же глазах — «я не просто так беру деньги у папы и мамы — я их зарабатываю!» А что касается уборки своего же двора за деньги — здесь надо разобраться. Если ребенок взял на себя работу уборщика или садовника — то понятно же, что платить нужно, но когда папа и мама убирают сами, а ребенку платят деньги, чтобы он им помогал — это не правильно.
Мама со поддержкой европейского подхода рассказывает.
Мой сын после девятого класса все каникулы и иногда по выходным подрабатывал у брата в фирме. Они занимаются тем, что продают и устанавливают сплит системы lg и прочее воздуховодное оборудование. Брат взял племянника к себе в бригаду, он его обучил, платил прилично (там у них есть свои коэффициенты за конкретный вклад при монтаже). Однажды он в выходной день позвал моего сына к своим теще и тестю (в частном доме они живут), там нужно было почистить фильтры кондиционеров. Понятно, что обед царский, кучу подарков надарили парню, а потом еще и деньги сунули за работу. Честно скажу, я была в непонятке — моя совесть требовала вернуть, а сын так даже и не задумался, так мне показалось, над дилеммой. Я попыталась ему объяснить, потом поговорила с братом. Брат просто отмахнулся, мол, расслабься — это же теща. Все так, но деньги сыну он все равно платил из собственного семейного кошелька.
Вот сколько нюансов выясняется в подходе к размышлению над тем, стоит ли внедрять у нас систему воспитания детей с финансовым стимулированием. У нас, все знают — родственникам по хозяйству (тем более, если это уже пенсионеры) или починить что, не придет в голову брать деньги за это. И непонятно, как бы эта ситуация прошла бы в Германии, например, или Британии. Ведь родители ищут «золотую середину» в этом вопросе не для того, чтобы их ребенок вырос нашим, российским, а чтобы он вырос нормальным, порядочным и отзывчивым бескорыстно (вот что главное) человеком. И снова непонятно — где грань?
Первое, о деньгах. Дети должны располагать некими наличными суммами. Почему:
? дети во всём подражают взрослым, — с деньгами тоже;
? дети должны: понимать счёт денег, разницу в цене и качестве, уметь копить, в общем относиться к деньгам компетентно.
При этом дети должны сами, собственным трудом, умственным или физическим, зарабатывать в свою копилочку. Только так они будут понимать ценность заработанного!
Помимо всего выше сказанного, дети должны принимать участие в обсуждении семейного бюджета, что позволит им увидеть роль каждого члена семьи в семейном доходе, узнать каковы ежемесячные затраты семьи, осознать свой заработок и ценность своего труда.
При нормальном формировании понятия «финансы» у ребёнка не будет складываться извращённое мнение о богатстве, он станет нормально относиться и к деньгам, и к своему труду, и к своей учёбе.
А деньги в семейных отношениях, на мой взгляд, должны носить безвозмездный характер. (При адекватном отношении к деньгам со стороны детей разумеется).