Первая муниципальная
Сколько помню из новейшей истории России, последние двадцать у нас постоянно все пытаются реформировать. Причем, что примечательно, реформирование начали обсуждать еще в ЦК КПСС в конце восьмидесятых, в том числе и проекты реформирования МВД и КГБ. Именно так — не при Ельцине-Гайдаре началось реформирование силовых структур, а еще на излете СССР.
Из-за путча 1991 года советские министры не успели разработать и осуществить реформы этих ведомств, и проблему унаследовали ельцинские реформаторы. Много позже я обратил внимание на один нюанс — после первой постсоветской реформы МВД желающих работать «ментом» у нас появилось столько, что в некоторых подразделениях милиции прием на работу осуществлялся за очень высокую взятку. А вот в КГБ, позже реформированной в фсб, наоборот, не только не стремились работать, но и действующий состав начал разбегаться по коммерческим структурам.
Главным нареканием в адрес правительства со стороны сотрудников МВД РФ является то, что они получают очень низкую зарплату, и это вынуждает их брать взятки. Интересный момент — наша милиция в какой-то момент перешла от взяток к почти неприкрытому нелегальному «крышеванию» бизнеса. Эту проблему интересно решили в Польше — там охрану бизнеса сделали легальной статьей дохода специального подразделения, и зарабатываемые полицейскими средства шли на доплату сотрудникам других подразделений в данном муниципальном образовании. Вот что писал о реформировании МВД Польши журнал «Советская милиция» в 1991 году (процитирую только наиболее важные акценты).
Первая муниципальная.
Теперь это — неполитическая профессиональная служба, состоящая из криминальной полиции, антитеррористических подразделений, полиции уличного движения, железнодорожной, водной, воздушной и местной. Все службы, за исключением последней, подчиняются Министерству внутренних дел. Министерство, количество работников которого сокращено в несколько раз, ныне является ведомством гражданским, в его высшее руководство входят только гражданские лица — специалисты в области права и социологии. В полиции вместо воинских званий введены довоенные должности инспектора, комиссара, аспиранта и постового.
Реформы, проведенные в МВД, в том числе в полиции, совпали с коренной реформой органов местной власти. Суть ее сводится к восстановлению традиционного местного самоуправления, ликвидированного в 1950 году, взамен которого были созданы так называемые «единые органы государственной власти». Избранные на выборах в мае 1990 года органы самоуправления городских и сельских гмин (административных центров) полностью самостоятельны. Они действуют в одноступенчатой системе, то есть, не подчинены никаким иерархическим структурам, в том числе и правительственной (государственной) администрации. Они являются юридическим лицом, а их деятельность подотчетна только избирателям и — в оговоренных законом случаях — всеобщим судебным органам.
Гмина взаимодействует с органами государственной власти в обеспечении общественного порядка на своей территории.
Муниципальная полиция в Лодзи является в некотором смысле преемственницей органа, действовавшего в этом городе с 1937 года. Как рассказывает начальник лодзинской полиции Павел Островский, она уже охраняет государственное, кооперативное и частное имущество. Само присутствие полицейских автомобилей с радиоустановкой отпугивает любителей чужой собственности. Другие важные задачи полиции — это контроль над охраной объектов общественного пользования и производственных предприятий.
На службу в муниципальную полицию принимаются бывшие милиционеры, таможенники, выпускники вузов страны. К кандидатам предъявляются не слишком строгие требования; возраст не старше 30 лет, образование не ниже среднего, отличное здоровье и психофизическое состояние и, разумеется, несудимость. На что могут рассчитывать будущие полицейские? На 8-часовую службу по графику, с выходными и ночными сменами включительно. Заработки несколько выше средних по стране.
В лодзинской полиции работают 25 инспекторов, составляющих ядро нарядов из 2-3 человек, патрулирующих днем и ночью улицы города. Второй отдел — охранно-сторожевой — состоит из 200 с лишним сотрудников, занимающихся хозяйственной деятельностью, дающей средства, необходимые для содержания городской полиции.
В. ПИОТРОВСКИЙ. Польское агентство «Интерпресс», специально для «СМ».